Деловая сеть Брянск
Компании:9 477
Товары и услуги:5 119
Статьи и публикации:484
Тендеры и вакансии:125

Как отразить в бухучете зачет стоимости произведенного ремонта в счет арендных платежей?
Информация может быть не достоверна

Как отразить в бухучете зачет стоимости произведенного ремонта в счет арендных платежей?
09.07.2013
Компания произвела в арендованном помещении неотделимые улучшения. Разобраться с нюансами отражения этой операции в бухгалтерском учете поможет данная статья.

Компания произвела в арендованном помещении неотделимые улучшения. При этом были использованы заемные средства. После проведения ремонта она подписывает с арендодателем допсоглашение о частичном зачете стоимости произведенных работ в счет арендных платежей. Разобраться с нюансами отражения всех этих операций в бухучете поможет данная статья.

Ситуация

ООО «Н» зарегистрировано в конце 2010 года, c мая 2011 года ООО «Н» подписывает договор аренды на помещение с ООО «З». По обоюдному соглашению ООО «Н» начинает производить в данном помещении ремонт (замена окон, дверей, перенос стеновых перегородок, замена и ремонт лестницы, работы по электрике и т.д.). Документы на ремонт прилагаются.

Ремонт помещения закончен, подписан акт выполненных работ 28.12.11. Данное помещение ООО «Н» после ремонтных работ использует под ресторан и караоке-бар. Предприятие находится на ЕНВД и финансово-хозяйственную деятельность начало 28.12.11. Общая стоимость произведенных работ составила 8,5 млн. руб.

28.12.11 было подписано дополнительное соглашение между ООО «Н» и ООО «З» о том, что в связи с проведенными работами засчитать частично стоимость ремонтных работ (3 млн. руб.) в счет арендных платежей. К данному дополнительному соглашению прилагаются смета, акт выполненных работ и т.д.

Для проведения ремонтных работ ООО «Н» взяло беспроцентные займы: от учредителей (2 человека, доля которых по 50 %) на 2 года (беспроцентный), а также на 2 года от ИП.

Как правильно оформить заем от учредителей и ИП?

В договор займа необходимо включить пункт «Проценты за пользование займом не взимаются». Никаких дополнительных налогов предприятие от предоставления сумм беспроцентных займов уплачивать не должно.

Предоставление таких займов не является безвозмездно оказанными услугами, и поэтому их суммы не подпадают под действие п. 8 ст. 250 НК РФ, согласно норме которого при безвозмездном получении имущества (работ, услуг) или имущественных прав у их получателя возникает внереализационный доход (письма Минфина РФ от 02.04.10 № 03-03-06/1/224, от 14.07.09 № 03-03-06/1/465, от 20.05.09 № 03-03-06/1/334, УФНС по г. Москве от 22.12.10 № 16-15/134823@ и от 03.11.10 № 16-15/115768@).

При получении беспроцентного займа право собственности на передаваемую сумму денежных средств, которую предприятие обязано вернуть в установленный договором займа срок, к предприятию не переходит, т.е. отсутствует реализация, и поэтому такая операция не облагается НДС (п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК РФ).

При возврате учредителям и ИП предоставленных предприятию беспроцентных займов у них также не возникнет объекта обложения по НДФЛ.

Примечание. Попутно отметим, что если бы заимодавцем предприятия являлся учредитель – юридическое лицо, доля которого в уставном капитале более 20 %, предоставление беспроцентного займа инспекция могла бы расценить как сделку между взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ). Налоговые органы, исходя из рыночной ставки, могут определить размер не начисленных в свое время процентов и заставить фирму-учредителя доплатить сумму налога на прибыль (а также пеню). При доле участия учредителя меньше 20 % п. 2 ст. 20 НК РФ дает право суду признавать взаимозависимыми лица по основаниям, не предусмотренным НК РФ, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Получение и возврат беспроцентного займа, выданного на 2 года, в учете должны отражаться следующими проводками.

На дату получения заемных средств:
Дт 51(50) Кт 67.

На дату возврата займа:
Дт 67 Кт 51(50).


На каком счете надо отразить всю сумму произведенного ремонта? Как следует отразить в бухучете зачет? Как правильно списывать сумму произведенного ремонта до и с началом финансово-хозяйственной деятельности предприятия?
Проведенные организацией работы являются капитальными, и их результатом являются так называемые неотделимые улучшения арендованного имущества.

Согласно п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.12.10), капитальные вложения в арендованные (на срок более года!) объекты основных средств сами квалифицируются как основные средства. Поэтому предварительно они должны отражаться на счете 08 (абз. 2 п. 5 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н, п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.03 № 91н).

В периоде, когда отсутствуют доходы от производства и реализации, экономическая обоснованность понесенных затрат определяется не фактически полученными доходами в конкретном периоде, а направленностью осуществленных расходов на получение доходов (письма Минфина РФ от 21.04.10 № 03-03-06/1/279, от 10.04.08 № 03-03-06/1/265 и от 17.07.08 № 03-03-06/1/414, постановления ФАС Московского округа от 31.03.10 № КА-А40/2740-10 и Северо-Западного округа от 14.11.08 № А42-7508/2006). Поэтому расходы по аренде и расходы на улучшение арендованного помещения до начала деятельности подлежат учету на тех же счетах, что и после ее начала.

Примечание. Плательщика ЕНВД не должен волновать учет налога на прибыль, начисление НДС, выделение «входных» сумм данного налога, а также применение ПБУ 18/02.

В учете организации, в частности, должны быть выполнены следующие проводки.

До начала деятельности (ежемесячно):
Дт 91-2 Кт 76 субсчет «Расчеты по аренде» – отражено начисление арендной платы;
Дт 76 субсчет «Расчеты по аренде» Кт 51 – отражено перечисление арендной платы;
Дт 08 Кт 60, 76, 10 – отражены расходы на неотделимые улучшения арендованного помещения.

После начала деятельности (ежемесячно):
Дт 44(26) Кт 76 субсчет «Расчеты по аренде» – отражено начисление арендной платы;
Дт 76 субсчет «Расчеты по аренде» Кт 51 – отражено перечисление арендной платы;
Дт 08 Кт 60, 76, 10 – отражены расходы на неотделимые улучшения арендованного помещения.

28.12.11 (на дату окончания работ и подписания дополнительного соглашения):
Дт 01 Кт 08 – 5 500 000 руб. – часть проведенных капитальных вложений переведена в состав собственных основных средств;
Дт 76 субсчет «Расчеты по аренде» Кт 08 – 3 000 000 руб. – часть проведенных капитальных вложений зачтена арендодателем в счет платежей по арендной плате.

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ, капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования (СПИ), определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Примечание. В рассматриваемом случае СПИ определяется сроком полезного использования арендованного объекта согласно Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1.
Письмом Минфина РФ от 14.05.08 № 03-03-06/2/52 разъяснено, что СПИ, применяемый арендатором для исчисления амортизации по капитальным вложениям в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество, является постоянной величиной и не зависит от срока эксплуатации самого объекта аренды.
Поэтому начислять амортизацию можно только в течение срока действия договора аренды, и, скорее всего, стоимость неотделимых улучшений не будет самортизирована арендатором полностью. При этом у арендатора нет оснований для признания в налоговом учете расходов несамортизированной части своих капитальных вложений (письмо Минфина РФ от 05.02.08 № 03-03-06/2/12).

Ежемесячно с 01.01.12 и до погашения зачтенной арендодателем суммы арендной платы:
Дт 44(26) Кт 76 субсчет «Расчеты по аренде» – отражено начисление зачтенной арендодателем ежемесячной суммы арендной платы;
Дт 02 Кт 44 (26) – (5 500 000 руб. : СПИ мес.) – отражено начисление амортизации суммы капитальных вложений, зачисленной в состав собственных основных средств.

Ежемесячно с месяца после погашения зачтенной суммы арендной платы и до окончания срока аренды:
Дт 44(26) Кт 76 субсчет «Расчеты по аренде» – отражено начисление арендной платы;
Дт 76 субсчет «Расчеты по аренде» Кт 51 – отражено перечисление арендной платы;
Дт 02 Кт 44 (26) – (5 500 000 руб. : СПИ мес.) – отражено начисление амортизации суммы капитальных вложений, зачисленной в состав собственных основных средств.

Если по окончании договора аренды сумма капитальных вложений, не возмещенная арендодателем, не будет самортизирована полностью, то в учете следует выполнить проводки:
Дт 02 Кт 01 – списана сумма начисленной амортизации;
Дт 91-2 Кт 01 – списана безвозмездная передача арендодателю остаточной стоимости капитальных вложений.

редакция журнала «Помощник Бухгалтера» 

посмотреть все (8)

Другие статьи и публикации компании:

Был кредитором, а стал участником. Е. Иванов Был кредитором, а стал участником. Е. Иванов
Информация может быть не достоверна
Федеральный закон "Об ООО" подбросил участникам ООО неприятный сюрприз от кредиторов, которым предоставлены дополнительные возможности по входу в число участников общества.
15.07.2013
В статье рассматриваются практические рекомендации и примеры возврата товаров физическими лицами розничным продавцам.
09.07.2013
Резервы сомнительных долгов. Иванов Е. Н. Резервы сомнительных долгов. Иванов Е. Н.
Информация может быть не достоверна
С момента обязательного создания в бухгалтерском учете резервов сомнительных долгов прошло не так много времени, и не все бухгалтеры четко уяснили правила его создания, использования и учета.
01.04.2013
В статье рассмотрены налоговые последствия при оплате имуществом долей в УК , а также особенности данных операций при оплате УК отдельными видами имущества.
09.07.2013
Открываем интернет-магазин. Иванов Е. Н. Открываем интернет-магазин. Иванов Е. Н.
Информация может быть не достоверна
В статье рассматривается весь комплекс вопросов, связанных с созданием и дальнейшим функционированием интернет-магазина, в том числе налоговый и бухгалтерский учет.
02.04.2013
Возврат товаров. Иванов Е. Н. Возврат товаров. Иванов Е. Н.
Информация может быть не достоверна
В предлагаемой статье рассмотрен комплекс вопросов, возникающих при возврате товаров налогоплательщиками, находящимися на общей системе налогообложения или применяющими специальные налоговые режимы.
02.04.2013
Информация о продавце
Издание ежемесячного журнала с приложением, книг по бухгалтерской и налоговой тематике, развернутые ответы на вопросы подписчиков
×